Понедельник, 29.04.2024, 22:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Филиал МБОУ СОШ с. Соседка Башмаковского района Пензенской области с. Соломинка

Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Региональный проект "Шахматная школа"



МБОУООШ с. Соломинка
«Утверждаю»
Директор МБОУООШ с. Соломинка

_______________ Н.С. Зимина
« 28» августа 2010г.


МБОУООШ с. Соломинка

Образовательная программа
«Шахматная школа»

Продолжительность освоения - 3 года
Возрастной диапазон - 8-15 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» отмечается, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивным мышлением.
В связи с этим в образовательное пространство общеобразовательных учреждений необходимо включать предметные курсы, направленные на развитие общей образованности детей в рамках внеурочной деятельности. Одним из таких курсов является «Шахматная школа».
Шахматное образование способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитанию у детей навыков волевой регуляции характера, включает в себя повышение уровня общей образованности детей, формирование компетенций. Учащиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Реализации программы «Шахматная школа» в общеобразовательном учреждении способна придать воспитанию и обучению более активный целенаправленный характер. Правильно организованная система шахматных занятий позволит эффективно выявить и развивать индивидуальные способности ребенка, формировать прогрессивную направленность личности, способствовать интеллектуальному развитию и воспитанию школьника.
В связи с этим в Пензенской области разработана программа курса «Шахматная школа» для учащихся учреждений общего образования.
Реализация программы «Шахматная школа» строится на основе принципов развивающего обучения.
В основу программы для начальной школы положена программа факультативного курса «Шахматы - школе» (автор: Сухин И.Г. (См.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). - 3-е изд. - В 2 чч. - Ч. 2. - М.: Просвещение, 2002,)).
Программа-адаптированная, разработана на основе программы А.Н. Костьева «Шахматы» (См.: Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. - М., 1986.).
Уровень освоения- познавательный и углубленный.
Форма организации - групповые и индивидуальные занятия.
Образовательная область – досуговая.

Цель:
развитие личных и профессиональных компетенций учащихся посредством овладения искусством игры в шахматы.
Задачи:
- содействовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать у школьников
логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость;
- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного
и краткосрочного планирования действий во время партии;
- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной
тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;
- включить учащихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и
турнирах;
- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство
уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;
- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной
шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.
Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны, овладение ими происходит на всем маршруте освоения программы. С этой целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и практические занятия; исследовательские работы; сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с гандикапом; игры различного типа на шахматную тематику; доклады по истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является создание условий для осознанного личностного роста учащегося.
Важным фактором в реализации программы является открытость образовательного процесса. Приобщение к шахматам учащихся призвано способствовать развитию интереса к этой игре у родителей, жителей микрорайона школы. Программа предусматривает возможность организации работы семейного клуба выходного дня «Играем в шахматы всей семьей», проведения цикла встреч лучших шахматистов района, города, области со школьниками, проведение известными шахматистами края мастер-классов «Секреты шахматного мастерства», проведение товарищеских турниров, организацию работы профильных лагерных смен в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях Пензенской области, дистанционного обучения и другое. В целях обогащения и развития духовного мира каждого ребенка в педагогическом процессе используется богатейший потенциал шахмат - образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный.
Программа курса «Шахматная школа» рассчитана на 3 года освоения (по 1 часу в неделю со 2 по 9 классы по звеньям: 2-5 кл, 6-9 кл). Программа реализуется по принципу последовательного усвоения учащимися содержания материала: начального (общекультурного, познавательного) образовательного уровня - начальная школа; углубленного образовательного уровня - основная школа.
Для более успешного и эффективного прохождения программы необходимо календарно-тематическое планирование выстраивать с учетом ежегодных графиков соревнований различного уровня.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№п.п. Раздел, тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Введение в образовательную программу 1 1 -
2. Легенды и сказания о возникновении шахмат 1 1 -
3. Шахматная доска 3 1 2
4. Шахматные фигуры 4 2 2
5. Начальная расстановка фигур О 1 2
6. Ходы и взятие фигур 8 3 5
7. Цель шахматной партии 6 2 4
8. Игра всеми фигурами из начального положения 6 2 4
9. Итоговое занятие 2 - 2
Итого 34 13 21


СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур.
Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной партии.
Тема 2. История развития шахмат.
Теория. История распространения шахмат в средние века. Шахматы в западном и восточном мире.
Тема 3. Основа дебюта
Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против "повторюшки-хрюшки"
Практика. "Мат в 1 ход", "Поставь мат в 1 ход нерокированному королю", "Поставь детский мат", "Поймай ладью", "Поймай ферзя", "Защита от мата", "Выведи фигуру". "Поставить мат в 1 ход "повторюшке".
Тема 4. Основы миттельшпиля.
Теория. Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Практика. Игровая практика. Дидактическое задание "Выигрыш материала".
Тема 5. Основы эндшпиля.
Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило "квадрата". Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.
Практика. Дидактические задания "Мат в 2 хода, "Мат в 3 хода", "Выигрыш фигуры", "Квадрат"? "Проведи пешку в ферзи". Игровая практика.
Тема 6.
Практика. Проведение и анализ турниров среди воспитанников «Шахматной школы»
ЛИТЕРАТУРА
1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. М., 1979.
2. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. М.,1997
3. Капабланка X
4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск,
5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,
6. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск,
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz